Гарантийный срок – что это?
Что такое гарантийный срок на товар, рассказывается в ст. 5 Закона «О ЗПП», и в ст. 470 ГК РФ. И там, и там, он рассматривается как период, в рамках которого изготовитель (продавец) гарантирует, что товар можно будет использовать согласно его предназначению, и в нем не будут возникать поломки или другие недостатки.
Чаще всего гарантийный срок устанавливается на сложные технические товары. Он применяется там, где у изготовителя нет обязательства устанавливать срок годности (более подробно об этом сроке можно прочесть в статье «Срок службы и срок годности»).
Установление гарантии на товар – это именно право изготовителя (продавца), а не обязанность. Но ведь мало кто будет покупать мобильный телефон или духовой шкаф, если его качество никто не гарантирует. Причем чем дольше действует гарантия, тем больше доверия к товару. Потребитель понимает, что такой товар прослужит дольше, а значит, такая покупка будет выгодной. Поэтому нередко гарантийный срок используется еще и как один из способов рекламы товара.
Кем устанавливается и как исчисляется гарантийный срок
Логично предположить, что производитель товара знает, сколько он сможет прослужить без поломок. Перед запуском товара в продажу, он проходит всевозможные проверки и исследования. Поэтому изначальное право на установление гарантийного срока дается изготовителю.
А вот если изготовитель не воспользовался своим правом, то гарантию может предоставить и продавец. Хотя они оба могут устанавливать гарантийный срок одновременно. Однако здесь есть нюанс.
Важно! Продавец не может установить гарантийный срок, который был бы короче срока гарантии, данной производителем. Если это все-таки произошло, то потребитель должен ориентироваться на срок, установленный именно изготовителем товара.
Свое течение гарантийный срок начинает с момента передачи товара покупателю. Об этом говорится в ст. 471 ГК РФ. Но есть такое понятие, как сезонный товар, например, шуба. Купив такой товар летом, покупатель не будет его сразу использовать, а гарантийный срок ведь идет. И к зиме он может истечь, а когда покупатель оденет шубу, и выясниться, что в ней есть недостатки, то предъявлять свои претензии будет вроде уже как поздно. И как считать гарантийный срок тогда? Для этого в законодательстве есть условие, благодаря которому гарантийный срок в отдельных случаях начинает течь с предположительного времени использования товара.
Что такое гарантийный и негарантийный случай
Гарантийный случай – это когда продавец (изготовитель) предъявляет претензию потребителя о выявленных недостатках товара, поскольку они возникли не по вине потребителя. Т. е. недостатки появились в следствие:
- использования некачественных комплектующих,
- нарушения процесса изготовления,
- ненадлежащей транспортировки,
- нарушения условий хранения товара,
- и по другим причинам, ответственность за которые несет продавец и изготовитель
Если случай признается гарантийным, то потребитель может воспользоваться любым из последствий обнаружения недостатков в товаре. Более подробно о них можно прочитать в статьях:
- Замена товара ненадлежащего качества
- Безвозмездное предоставление аналогичного товара на период ремонта
- Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Если недостатки возникли по вине потребителя, из-за неправильной эксплуатации товара, использовании некачественных расходных материалов, то такой товар никто ремонтировать по гарантии не будет, случай будет признан негарантийным.
И тут возникает вопрос, а как определить, на ком же лежит ответственность за возникновение недостатков или за поломку товара? Есть случаи, которые прямо оговорены в гарантийном талоне, например:
- Самостоятельный ремонт товара. На некоторых товарах устанавливается защита от вскрытия в виде пломб, и если пломба будет сорвана, то случай сразу попадает в категорию негарантийных.
- Подмена товара. На товаре может быть установлен серийный номер, и если он не совпадает, то никто его ремонтировать не будет.
- Ввоз в Россию товара был неофициальным, то же определяется по серийному номеру или аналогичному идентификатору.
Но если видимых оснований для причисления поломок к гарантийному и негарантийному случаю нет, то на продавца возлагается обязанность проведения экспертизы с целью установления причин возникновения недостатков. И только если будет установлено, что товар был поломан по вине покупателя, то тогда на него возлагается обязанность возмещения стоимости экспертизы продавцу (ч. 5 ст. 18 Закона «О ЗПП»).
Гарантийный срок служит подтверждением, что товар можно будет использовать весь этот период в соответствии с его потребительскими качествами. А если все же в нем будут обнаружены недостатки, то их можно будет устранить бесплатно, или же, когда это невозможно технически, получить назад свои деньги или аналогичный, но качественный товар.