Вот какую характеристику потребителя дает Закон «О ЗПП»:
- В первую очередь, потребитель – это гражданин.
- Понятие «потребитель» относится к лицу, которое только имеет намерение заказать, уже заказало или приступило к использованию товара (работы, услуги), т. е. до заключения сделки, во время заключения и после выполнения обязательств по сделке.
- В законе есть четкое указание для чего может быть использован приобретенный товар, только для личных, семейных, домашних целей.
Внимание! Только когда выполняются все эти условия, лицо можно назвать потребителем и применить к нему нормы Закона «О ЗПП». Если же есть хотя бы одно обстоятельство, которое мешает выполнению озвученных условий, то лицо не получает статуса потребителя, но это не значит, что оно не имеет права на защиту своих интересов, просто такая защита будет осуществляться без учета особенностей законодательства, связанного с правами потребителей.
Когда лицо нельзя назвать потребителем
В законе также есть указания на то, когда Вы – не потребитель, а именно:
- Если товар (услугу, работу) приобрело юридическое лицо, причем неважно, к какой организационно-правовой форме оно относиться. Относительно индивидуального предпринимателя, нужно смотреть, для каких целей он совершает приобретение, если не для личного использования, тогда это не потребитель.
- Если приобретенный товар (услуга, работа) будет использоваться в предпринимательских целях. Если покупка делается с целью извлечения прибыли, то понятие «потребитель» здесь не применяется.
Обратите внимание! Разграничение между физическими и юридическими лицами, приобретающими товар (услугу, работу) несколько размыто. Так, важно не кто оплачивает покупку, а кто ею пользуется. Например, сотрудник компании едет в командировку. Гостиницу оплачивает компания, но именно сотрудник будет потребителем, и сможет выставить свои претензии владельцу гостиницы в этом качестве.
Права и обязанности потребителя
Вступая в правоотношения в качестве потребителя, гражданин наделяется определенным объемом прав. Сюда можно отнести:
- Право на информирование о своих правах. Специально для покупателей в каждой торговой точке должен быть размещен стенд, где есть информация о правах потребителя, способах их защиты, а также данные организаций, в которые потребитель может обратиться с жалобой.
- Право на приобретение качественного товара (услуги, работы), Продавец обязан выставлять в продажу только тот товар, который может быть использован по назначению и не имеет дефектов.
- Право на безопасный товар. Если потребитель использует товар в соответствии с инструкцией, соблюдает правила его хранения и перевозки, то товар никак не может нанести вред здоровью и жизни потребителя.
- Право быть информированным о производителе товара и свойствах самого товара. Покупатель не обязан покупать кота в мешке, он имеет право знать, кто произвел товар, когда, и какой у него состав.
- Право получить возмещение за ущерб, нанесенный товаром. Если вследствие приобретения товара, потребитель понес ущерб, то он может потребовать от продавца его компенсацию.
Более подробно о правах потребителя можно прочесть в статье «Права потребителей и их защита».
Права потребителя неразрывно связаны с его обязанностями. Так, став участником сделки по приобретению товара, потребитель должен следовать ее условиям, и выполнять свои обязательства, к которым можно отнести, например, оплату товара.
Если лицо получает статус потребителя, то все его права защищаются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством с учетом положений Закона «О ЗПП». И в то же время, права потребителя и обязанности продавца зависят друг от друга. Более подробно о продавце можно прочесть в статье «Продавец, изготовитель, исполнитель».