Компетенция Роспотребнадзора
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор в сфере ЗПП, который выражается в проведение проверок изготовителей и самих товаров. По результатам этих проверок могут быть применены меры пресечения нарушений, такие как выдача предписаний. Этими предписаниями проверяемое лицо обязывают прекратить нарушать нормы и стандарты, обеспечивающие безопасность товаров.
Для осуществления надзора могут быть использованы следующие мероприятия:
- Оценка соответствия товаров установленным требованиям к ним.
- Анализ разрешительных документов,
- Анализ договоров с потребителями,
- Проверка соблюдения правил продажи,
- Обследование помещений и транспорта, связанных с продажей и изготовлением товаров.
- Сбор образцов товаров и результатов работ (услуг),
- Проведение экспертиз и расследований.
Важно! Любой гражданин, который заметил нарушения при реализации или изготовлении товаров, узнал о продаже некачественных товаров, может пожаловаться в Роспотребнадзор.
Прокуратура
В прокуратуру можно обращаться при нарушении прав во всех сферах жизни человека, в том числе, и при нарушении его потребительских прав. В компетенцию прокуратуры входит контроль за соблюдением законности. А если гражданин сам не может защитить свои права, то за это берется работник прокуратуры, который может проводить проверки и выступать в качестве представителя в суде.
Важно! Прокуратура, как и Роспотребнадзор, напрямую не способствую удовлетворению требований потребителя, чьи права были нарушены действиями (бездействием) продавца или изготовителя.
Потребитель может рассчитывать только на проведение проверки, установление факта нарушения и применения санкций к продавцу или изготовителю. Чаще всего эти санкции носят административный характер. Но если нарушения были серьезными, то возможно и возбуждение уголовного дела.
О том, как правильно оформить жалобу, можно прочесть в статье: «Как и кому написать жалобу».
Судебная защита
Один из самых эффективных способов восстановить нарушенные права, получив при этом денежную компенсацию – это обращение в суд. Решение суда обязательно для выполнения. И если ответчика обязали выплатить потребителю определенную сумму, то он должен это сделать.
Важно! Если продавец или изготовитель не выполняет решение суда добровольно, то их можно к этому принудить.
Принудительным исполнением решения занимается служба судебных приставов. Но им проще выполнить требования имущественного характера. Например, если продавца обязали вернуть деньги за ремонт, то тут можно просто наложить арест на счета и списать с них нужную сумму. А вот заставить продавца провести обмен на определенную модель может быть весьма затруднительно. Поэтому выставляя исковые требования, стоит задуматься, как они будут выполняться в принудительном порядке.
Подробнее об исках можно прочесть в статьях:
- Как написать иск
- Как подать иск в суд
- Общественные организации
Возможность создания общественных организаций, которые бы защищали права потребителей, предусмотрена в ст. 45 Закона «О ЗПП». Этой же статьей закреплены и полномочия таких объединений. Так, они вправе:
- Принимать участие в процедуре разработки обязательных требований к товарам (работам и услугам).
- Организовывать проведение независимой экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг).
- Осуществлять общественный контроль за соблюдение прав потребителем. А в случае выявления нарушений, о них сообщают в Роспотребнадзор и прокуратуру, где уже принимают меры.
- Предлагать меры по повышению качества товаров (работ, услуг).
- Представлять интересы потребителей, чьи права были нарушены, в судах.
- Участвовать в формировании информационных ресурсов, где будет распространяться информация о защите прав потребителей.
Деятельность таких организаций кроме закона еще и регулируется их уставом.