Что такое претензия
Определения понятия претензии как такового в законодательстве нет. Что такое претензия, можно сделать вывод, проанализировав законодательство, судебную практику и обычаи делового оборота. Итак, это процессуальный документ, в котором содержится требование об устранении нарушений.
Этот термин не упоминается в Законе «О ЗПП», здесь только говориться о том, что потребитель имеет право направить свои требования продавцу или изготовителю. А направляются эти требования как раз в виде претензии.
Важно! Претензия направляется непосредственно продавцу или изготовителю. Если же потребитель хочет сообщить о нарушении в контролирующие органы. То туда направляется жалоба. О том, как это сделать можно прочесть в статье «Как и кому написать жалобу».
Из вышесказанного следует, что претензионная работа проводиться в письменном виде. И делается это для того, чтобы у сторон на руках оставались доказательства попыток самостоятельного урегулирования спора. Если потребитель выдвигает свои требования устно, то это скорее можно назвать переговорами.
Когда направление претензии обязательно
Досудебный способ урегулирования споров обязателен в двух случаях:
- Когда такое требование выставляется законом,
- Когда такое требование установлено договором между сторонами.
Законом вводиться обязательное направление претензий для решения споров, вытекающих из правоотношений по оказаниям услуг по перевозке товаров, пассажиров и багажа, и услуг связи. Также придется направить претензию перед выдвижением требований о расторжении или изменении договора.
А вот обязательность ведения претензионной работы, вытекающая из условий договора, в сфере защиты прав потребителей встречается не так уж и часто. Ведь обычно стороны не заключают договор в письменном виде, а при устном заключении договора досудебный способ решения споров не оговаривается. Так как не относиться к существенным условиям сделки.
Важно! Направление претензии, хоть и не всегда обязательно, но может быть весьма выгодно для потребителя. При помощи официальной претензии потребитель показывает всю серьезность своих намерений, что может заставить продавца передумать и добровольно выполнить требования потребителя.
Правила составления претензии
Как уже говорилось выше, претензия составляется в письменной форме. Это официальный документ, поэтому никаких эмоциональных фраз в тексте быть не должно. Только перечисление фактов и указание на нарушения.
Важно! Написать претензию о защите прав потребителей значит подготовить сокращенную версию искового заявления. В ней должны быть все те же факты, отсылки и требования, что потом будут использоваться в иске. Но тут можно не придерживаться некоторых процессуальных требований. О том, как правильно написать иск, и куда его подавать, можно прочесть в статьях «Как написать иск» и «Как подать иск».
К претензии могут быть приложены копии документов, на которые в ней есть отсылка. Также там должны использоваться нормы законов, которые были нарушены.
Как отправить претензию
Направить претензию продавцу или изготовителю можно несколькими способами:
- Передать лично или через курьера,
- Направить по почте,
- Отправить в виде электронного документа.
Основное здесь правило, это чтобы на руках осталось доказательство вручения претензии, где была бы еще и указана дата получения претензии. От этой даты в дальнейшем будет отсчитываться срок, отведенный для рассмотрения претензии.
Рассмотрение претензии продавцом (изготовителем)
Если обязательность направления претензии вытекает из норм закона, то там же могут быть указаны и сроки, которые отводятся для рассмотрения требований потребителя. Если же претензионная работа была предусмотрена договором, то в нем же стороны и договариваются о сроках для дачи ответа.
Если продавец не ответил в срок на претензию, или не выполнил требования потребителя, то можно считать, что условие об обязательном досудебном урегулировании спора потребителем выполнено, и он может обращаться в суд. Неудавшейся можно считать попытку досудебного урегулирования спора, если продавец предоставил потребителю письменный отказ выполнить требования в ответ на полученную претензию. С этим ответом потребитель тоже может обращаться в суд и оспаривать тезисы, изложенные в нем.