В какие сроки должны быть исполнены требования потребителя
В статьях 20, 21 и 22 Закона «О ЗПП» есть нормы, которые устанавливают сроки для исполнения продавцом различных видов требований потребителей. Вот что это за сроки:
- Для ремонта товара:
- Максимум 45 дней, если есть письменное соглашение между сторонами,
- Минимальный разумный период времени, необходимый для ремонта товара, если письменное соглашение о сроках между сторонами отсутствует.
- Для замены товара:
- 7 дней в обычном случае,
- 20 дней, если продавец предварительно будет проводить проверку причин возникновения недостатков,
- 1 месяц, если товара нет в наличии у продавца,
- Период времени, необходимый для доставки товара в районы Крайнего Севера.
- Для удовлетворения денежных требований – 10 дней.
Более подробно можно о сроках можно прочесть в статье «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя».
Важно! Потребитель может согласиться с просьбой продавца о продлении срока исполнения его требования.
Обычно о сроках вспоминают только в тех случаях, когда потребитель не удовлетворен качеством обслуживания и начинает спор. Для обжалования действия продавца необходимо опираться на нормы закона, вот тогда и нужно применять эти сроки.
Санкции за просрочку
Ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя устанавливается по правилам, описанным в ст. 23 Закона «О ЗПП». Санкции специально прописаны тут же в законе, чтобы простимулировать продавца добровольно выполнить требования покупателя, ведь в данном случае защищаются именно права потребителя, которому был продан некачественный товар.
Самый простой способ заставить продавца выполнить обязательства – это пригрозить финансовыми санкциями. Так и было сделано. За просрочку с продавца взымается неустойка. Размер этой неустойки равен 1% от цены товара за каждый день просрочки. Получается, что сумма, которую должен будет уплатить продавец за нарушение своего обязательства, растет ежедневно. И на дорогом товаре это может вылиться в существенную финансовую потерю для продавца.
Важно! Для начисления неустойки берется цена товара, которая действовала в день добровольного удовлетворения требования, или же в день вынесения судебного решения о принудительном удовлетворении требования потребителя.
Общий размер неустойки насчитывается уже в день, когда выноситься судебное решение по делу, или в день выполнения требования, хоть и с просрочкой, продавцом.
Кроме того, чтобы взыскать с продавца неустойку, потребитель может еще и изменить свое требование. Например, если покупатель хотел обменять товар, но продавец начал тянуть время, то с него можно взыскать неустойку за все просроченные дни и потребовать вернуть деньги за товар после отказа от исполнения договора купли-продажи.
Привлечение продавца к ответственности за просрочку
Защита нарушенных прав потребителя происходит в рамках гражданского законодательства. Если продавец отказывается добровольно выполнить требование потребителя, логично предположить, что и неустойку он самостоятельно платить не будет. Бывает, что требование потребителя все же выполнено, но с просрочкой, а продавец отказывается заплатить неустойку. В любом случае принудительное исполнение обязательства возможно только по решению суда.
Перед тем как обращаться в суд, потребитель может попытаться самостоятельно решить проблему при помощи претензии, или же пожаловаться на продавца в Роспотребнадзор или прокуратуру. Но эти органы не могут принудить продавца выполнить обязательство. Они могут только проверить факты и вынести предписание об устранении нарушений законодательства. Вместе с предписанием продавец может быть еще и дополнительно оштрафован. Но это только косвенно может заставить продавца выполнить требование потребителя.
И даже получение решения суда еще не может считаться окончательным этапом в принуждении продавца. Принудительным исполнением решения занимается служба судебных приставов. И если дело доходит до них, то в дополнении ко всем уже примененным финансовым санкциям с продавца будет взыскан исполнительный сбор.
Подробнее о правилах составления процессуальных документов можно прочесть в статьях:
- Как написать претензию
- Как и кому написать жалобу
- Как написать иск
- Как подать иск в суд