Какой ущерб подлежит компенсации
Испорченный товар (работа, услуга) могут причинить следующие виды вреда:
- Вред имуществу,
- Вред здоровью,
- Вред жизни.
А вот виды недостатков в товаре могут быть такие:
- Конструктивные,
- Рецептурные,
- Производственные.
Но для выдвижения требований о возмещении ущерба важно также, когда возникли недостатки, причинившие впоследствии вред, и по чьей вине это произошло.
Важно! К рассмотрению принимаются требования о выплате компенсации, если вред возник на протяжении действия установленного срока службы и срока годности товара (работы, услуги). Подробнее об этих сроках можно прочесть в статье «Срок службы и срок годности».
Но есть ряд случаев, когда вред будет возмещен независимо от того, в какой именно момент он был нанесен. Так бывает если:
- Срок годности или срок службы были обязательны к установлению для данного вида товара (работы, услуги), но этого не произошло. Ни изготовитель, ни продавец, не сделали этого.
- Потребитель при покупке не был проинформирован или предоставленная ему информация была недостоверной, поэтому он не смог понят, какой срок службы или годности действует касательно покупки.
- Потребителю не рассказали, что по истечении срока службы, или годности, товар (результат работ или услуг) может быть опасен или что с ним нужно произвести определенные действия.
В вышеописанных ситуациях потребитель может предъявить требования о возмещении нанесенного ему вреда без каких-либо ограничений по срокам.
А вот если срок годности или срок службы не установлены на товар (услуги, работы), и законом не предусмотрено обязательное его наличие, то потребитель может предъявить свои претензии на протяжении 10 лет с момента покупки. А когда срок покупки определить нельзя, то на протяжении 10 лет с момента изготовления.
Как заявить требования о возмещении долга
Первым шагом по заявлению требований о возмещении ущербу должен быть расчет этого самого ущерба. Ведь нужно понимать, какую сумму нужно просить. Если ущерб был нанесен имуществу, то тут можно просто провести его цену с учетов срока эксплуатации, или использовать сумму, потраченную на ремонт. С ущербом здоровью или жизни дело обстоит немного сложнее. Но и тут в Гражданском кодексе РФ есть рекомендации по определению его размера. Например, размер средств, потраченных на лечение.
Второй шаг – это определиться, кому же нужно адресовать свои требования. Важно! Согласно нормам ст. 14 Закона «О ЗПП» потребитель сам вправе решать, выдвигать свои требования продавцу или изготовителю, если речь идет об ущербе, нанесенном недостатками в товаре. Если же потребитель пострадал от услуги или работы, то требования предъявляются исполнителю.
Подробности о статусе этих лиц можно прочесть в статье: «Продавец, изготовитель, исполнитель».
Третий шаг – это направление своих требований. Делать это лучше сразу же в письменном виде, особенно если прошло много времени с момента покупки. Можно изначально выставить свои требования в претензии, о том, как ее составлять, можно прочесть в статье «Как написать претензию».
Возмещение вреда через суд
Если продавец (изготовитель, исполнитель) отказался возмещать ущерб, нанесенный потребителю вследствие приобретения им товара с недостатком, то выходом из этого положения может быть обращение в суд. Конечно, есть шанс, что судья не согласится с предоставленным истом расчетом размера ущерба, или удовлетворит не все требования. Но при правильном обосновании своих требований можно получить размер компенсации, который бы покрыл расходы.
Для обращения в суд нужно составить исковое заявление и подать его в выбранное судебное учреждение. Как это правильно сделать, можно прочесть в статьях:
- Как написать иск
- Как подать иск в суд
А в ситуации, когда даже после вынесения судебного решения в пользу истца, продавец (изготовитель, исполнитель) откажется его выполнять, можно получить на основании судебного акта исполнительный лист и подать его в службу судебных приставов, которая занимается принудительным исполнением решений.