Москва и МО +7 (499) 938-86-71
Санкт-Петербург и ЛО +7 (812) 467-34-68
Все регионы 8 800 350 24 63
Заявки принимаются круглосуточно без выходных
  • Обращений рассмотрено 42693
  • Консультаций оказано 20076
  • Прав восстановлено 3202
Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Здравствуйте. Купили пару ботинок, дома оказалось, что один ботинок немного отличается по цвету. Можно ли вернуть их обратно с возмещением полной стоимости?

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.
Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Здравствуйте. Купили пару ботинок, дома оказалось, что один ботинок немного отличается по цвету. Можно ли вернуть их обратно с возмещением полной стоимости?

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Моральный вред и основания для его возмещения

Что такое моральный вред

Коротенькое определение понятия морального вреда приведено в Гражданском кодексе РФ в ст. 151. Из норм этой статьи следует, что если гражданину были причинены нравственные или физические страдания, то он может потребовать компенсировать ему моральный вред. 

Важно! Негативные последствия от нанесения морального вреда человеку проявляются в ухудшении его физического или психического состояния. 

Моральный вред, эта одна их тех категорий, которую бывает сложно конкретизировать. При этом нужно учитывать и особенности каждого человека. Ведь для одних конфликтная ситуация с продавцом, который нахамил, это всего лишь момент, о котором можно быстро забыть, оставили запись в жалобной книге. Других же покупателей такое поведение обслуживающего персонала может не просто выбить из колеи, а привести к таким негативным последствиям, как инфаркт. 

Из-за таких особенностей психики и здоровья, моральный вред не имеет четкой конкретизации в законодательстве с приведением градаций для установления размеров его компенсации или примеров. Рассмотрение этого вопроса происходит только судьей, и для его решения он пользуется субъективным мнением. 

Когда потребитель может потребовать компенсацию

Как только гражданин приобретает статус потребителя, нарушение его прав подлежит компенсации согласно закону «О ЗПП». О статусе потребителя можно подробнее прочесть в статье «Потребитель», а о том, как он может защитить свои права – в статье «Права потребителей и их защита».

Важно! Потребителем становится лицо не после покупки товара, а уже просто выразив намерение приобрести или заказать товар. 

Поэтому требовать компенсации морального вреда можно, даже не сделав покупки. Например, продавец отказался предоставлять акционную модель по более низкой цене, хотя оферта приобрести этот товар была публичной, а значит, для неопределенного круга лиц. Никаких прямых убытков несостоявшийся покупатель вроде бы и не понес, но его чувства и достоинство были унижены. Он испытал сильные нравственные страдания. И за это может потребовать от продавца компенсации полученного морального вреда.

Приобретение некачественного товара тоже может быть поводом для душевных страданий. Уже один факт, что придется заниматься ремонтом или обменом очень необходимой вещи, может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья потребителя. А если еще к этому добавляется отказ продавца выполнить законное требование потребителя, который выливается в полноценный конфликт, то тут вполне можно говорить о необходимости компенсации морального вреда даже людям с крепкой нервной системой. 

Как взыскать компенсацию за моральные страдания

По закону моральный вред компенсируется через суд. Конечно, чтобы не раздувать скандал, продавец может не только пойти навстречу потребителю, и выполнить его требования (какие требования может выставлять потребитель, читайте в статье «Последствия продажи товаров ненадлежащего качества»), но уплатить некоторую сумму сверху, назвав ее компенсацией за нравственные страдания.  

Для взыскания морального вреда потребитель должен включить соответственное требование в свое исковое заявление. 

Читайте подробнее:

  • Как составить иск
  • Как подать иск в суд

Компенсацию можно требовать только в денежной форме. Нельзя просить продавца предоставить две модели телефона, вместо одного поломанного. А вот какой выставлять размер требований, зависит сугубо от ситуации. Сам же судья, при определении размера требований обращает внимание на:

  • На поведение продавца при разрешении конфликта,
  • На степень вины продавца в возникновении спора,
  • На степень полученных потребителем страданий, которые зависят вдобавок и от психа-физических особенностей организма человека.

Потребителю, решившему взыскать моральный вред, следует обратить внимание на то, что в §2 Главы 59 ГК РФ отдельно включены нормы, регулирующие процесс возмещения вреда, полученного от покупки недоброкачественных товаров. А правила компенсации морального вреда закреплены в §3 Главы 59 ГК РФ.