Права потребителя при покупке товара ненадлежащего качества
На случай приобретения некачественного товара потребителю дается несколько способов защиты своих прав. Все они перечислены в ст. 18 Закона «О ЗПП». Так, потребитель может потребовать:
- Заменить товар на такой же, только качественный,
- Заменить товар на схожий,
- Уменьшить цену на покупку,
- Отремонтировать товар,
- Возместить расходы на произведенный ремонт,
- Вернуть деньги.
Какое именно выбрать требование, решает потребитель, но с некоторыми ограничениями. А вот продавец легче соглашается заменить товар, чем отдать обратно деньги. Но опять, же все случаи сугубо индивидуальны.
Подробнее о других правах потребителя при обнаружении недостатков можно прочесть здесь:
- Последствия продажи товаров ненадлежащего качества
- Безвозмездное предоставление аналогичного товара на период ремонта
Условия обмена товара
Если после покупки товара в нем обнаружились недостатки, но при этом сам товар нужен покупателю, то он может потребовать от продавца заменить товар на качественный.
Важно! Можно просить заменить товара на такой же или схожий. И если выбранная на замену модель товара отличается по цене, то продавец кроме замены производит еще и перерасчет стоимости.
Требование о замене товара ненадлежащего качества можно предъявлять в определенные сроки, которые установлены в ст. 19 Закона «О ЗПП». И здесь есть два варианта:
- товары, по отношению к которым установлен срок годности или гарантийный срок, можно потребовать заменить на протяжении этих сроков (что это за сроки можно прочесть в статьях «Срок службы и срок годности» и «Гарантийный срок»).
- Товары, по отношению к которым такие сроки не установлены, можно потребовать заменить в случае выявления в них недостатков в разумный срок. Но тут же в статье есть примечание, что разумный срок не может превышать двух лет с того момента, как товар оказывается у потребителя.
После того как эти сроки истекут, потребитель уже не может обратиться к продавцу с любым из требований, не только с требованием о замене некачественного товара.
Чтобы продавец удовлетворил требование потребителя, товар действительно должен быть некачественным, т. е. иметь недостатки. Но еще эти недостатки должны возникнуть не по вине потребителя. На продавца возложена обязанность принять товар, если потребитель назвал его некачественным, но при этом он может проверить качество товара.
Причины возникновения недостатков также могут быть подвергнуты сомнению продавцом, но именно он обязан организовать проведение экспертизы, чтобы выявить эти причины. А вот если экспертиза установит, что недостатки возникли в результате использования товара потребителем, то все расходы на оплату этой экспертизы возмещаются потребителем.
В какой срок продавец должен обменять товар
После того как потребитель предъявил требование о замене товара, продавцу отводится определенный срок, чтобы это требование удовлетворить. Обычно речь идет о 7 днях. Но есть и исключения из этого правила. Вот они:
- Если продавец заявил о необходимости проверки качества товара, то срок, отведенный на замену товара, увеличивается до 20 дней.
- Если у продавца нет товара на замену, то срок увеличивается до месяца. Предполагается, что за это время продавец найдет нужный товар.
- Если у продавца нет товара на замену, и при этом он находиться в районе Крайнего Севера, то на поиск товара ему отводиться время, необходимое для доставки такого товара из других регионов с тем расчетом, что доставки осуществляются планово и не круглогодично.
Если на замену товара нужно больше, чем 7 дней, то потребитель имеет право потребовать предоставления аналогичного товара на период ремонта.
Важно! Не все товары длительного пользования подлежат временной замене, пока не будет подобран новый качественный товар. Перечень исключений можно найти в Постановлении правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года.
Обмен технически сложного товара
Если недостатки были выявлены в технически сложном товаре, то условия обмена (возврата) товара на качественный несколько отличаются. Что это за товар можно прочесть в статье «Перечень технически сложных товаров». Так, покупатель может предъявить требование о замене на протяжении 15 дней с момента передачи товара потребителю.
Более длительный срок может быть установлен только в случаях, если:
- Выявленный недостаток оказался существенным,
- Товар не был отремонтирован в срок,
- Постоянно появляются новые недостатки, и их устранение не дает возможность использовать товар более 30 дней на протяжении года, но только в период действия гарантии.
Так что если сломался товар, относящийся к технически сложному, через 15 дней после получения, сначала потребитель должен отдать его в ремонт, а уже после этого при наличии оснований требовать заменить его.